Деревня Заверняйка

Значившаяся в ХIХ веке фольварком деревня Заверняйка расположена в районе погоста Лыкошково (где стояла Лыкошковская часовня).

 

В ХХ веке в советское время деревне был колхоз, позже совхоз с  коровниками, засеянными кормовыми культурами полями, но после 1991-года хозяйство не удалось сохранить. Был магазин (на фото А.Орловой ок. 2000 г, уже закрыт). В ХХI жителей в деревне стало немного.

 

О Заверняйке была издана книга историка Виктора Павловича Парамонова, прожившего в Заверняйке много лет. В ее тексте Виктор Павлович предлагает один из вариантов происхождения названия - от названия трактира "Заверни-ка!".

 

 

Мне кажется, что вряд ли название трактира так изменилось в устной памяти. Видимо, он назывался "Заверняйка". Ознакомившись с рядом текстов, я предполагаю, что "Заверняйка" - было нередким названием для питейных заведений в Российской Империи. Пока я нашла два упоминания о питейном заведении с таким названием в Москве.

 

Московский беллетрист и краевед Владимир Муравьев в одной из своих книг пишет, что Большой Каменный мост через Москву-реку был построен за 5 с лишним лет, с 1687 по 1693 годы. И на самом мосту, и перед ним активно велась торговля с палаток и ларей. В мостовых башнях торговали вином и пивом, сюда приходили москвичи и гости города гулять и осматривать окрестности. Кабак-кружало, располагавшийся в конце Каменного моста, торговал спиртным, измеряемым кружками, эту распивочную прозвали "Заверняйкой", потому что прохожий люд зачатую не мог миновать кабак, непременно заворачивал в него. (Муравьев Владимир Брониславович (1928-2020) "Московские слова, словечки и крылатые выражения")

 

"Жара стояла невыносимая. Хворь не унималась. Все изнемогало. Но душными ночами кабаки шумели. Слава некоторых из них была настолько велика, что часто по кабаку целая местность прозванье получала: Веселуха, Щипок, Палиха, Заверняйка, Скачок и прочие. Особенно шумно было в кабачке Каток, что на Подоле, под самой стеной кремлевской притулился. "("Кремль",  Иван Федорович Наживин (1874-1940)

 

Задумалась я и о том, что могло бы еще значить это слово, помимо приглашения завернуть. И в одной из публикаций я нашла рассказ об одном обычае принимать гостей, описанном в Ярославской губернии. Не знаю, насколько именно такой обычай был распространен, но, может, слово закрепилось за питием алкогольного напитка.

 

Заверняйка. Угощение, представляющее собой «скрытое действие, когда хозяйка тайком от мужа подносит гостям-женщинам вино стаканами.  (ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СЛОВАРЬ Научный редактор: Г. Г. Мельниченко, докт. филол. наук, проф. 1985)

 

Ниже цитата из книги А.В. Бородкина "Быт и нравы ярославцев"  (приводится по изданию "Открывая Ярославль"  Владимира Жельвиса)

Как следует из цитат, заверняйкой называлось действие, связанное с распитием алкоголя. Что вполне подходит для названия придорожного трактира.

 

Кстати в начале ХХI века в Заверняйке ненадолго был возрожден трактир под название "Корчма", но не проработав и 2 года, сгорел.

Тетради текстов, записанных в деревне Заверняйка Опочецкого района.

На сайте архива СПбГУ выложено в открытый бесплатный доступ множество материалов по деревням Псковской области. Примерно с 1950х по 2009 гг. студенты беседовали с местными жителями и специальным образом (с обозначением произношения) записывали их беседы в тетрадь для сохранения и дальнейшего изучения диалектов и фольклора.

Жители деревень рассказывали об обычаях и праздниках, о соседях и родных, их судьбах и профессиях, о том, как строились дома, о рецептах пищи и лекарств, о растениях, животных и грибах и тд.

Обычно в начале тетради дается краткая характеристика деревни, затем указываются люди, с которыми велась беседа, краткая справка о них.

 

Записи, сделанные в Заверняйке: https://dspace.spbu.ru/simple-search?query=%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8F%D0%B9%D0%BA%D0%B0

Характеристика деревни

 

Деревня Заверняйка, Каресельский С. Совет, Опочецкий район, Великолукская область (20 км от районного центра г. Опочка, 35 км от г. Себеж). В деревне есть изба-читальня, медпункт, школа, магазин.

До Октябрьской революции на территории теперяшней Заверняйки жил зажиточный крестьянин М.Г.Лузгин, который купил у барина Сальницкого имения, расположенного недалеко от самой деревни, А.А. Гирциуса землю. Этот же Гирциус с _______ казны, отчего она и стала называться «Казенкой», построил лавку для торговли водкой.

Деревня живописно раскинулась по обе стороны шоссе, соединяющего Заверняйку с Опочкой и Себежем. На этом шоссе в старину было сильное движение, т.к. Заверняйка была серединой пути от Себежа до Опочки, то она стала местом отдыха всех проезжих, которые останавливались в «казенке». От этого и пошло название деревни «Заверняйка». Деревню огибает река под названием Великая.

В далекие времена по Великой проходила граница с Латвией. Поэтому все население, живущее по левому берегу реки называли «поляками», а население на правом берегу – «скобари».

 

После Революции из земель, _______ у Лузгина и Гирциуса был создан запасный Фонд, на который стало переселяться население окрестных хуторов. Один из первых поселенцев был Михаил Петрович Жирков, рассказы которого мы приводим в приложении.

Так возникла деревня, которой дали название «Заверняйка». В период коллективизации к Заверняйке присоединились деревня Жевлоки, которая стала частью Заверняйки, и по прежнему эта часть называется Жевлоками, хотя эти две деревни составляют одно целое. Заверняйский колхоз, называемый «Красной деревней» после укрупнения объединяет 12 деревень: Бахарево, Виселки, Заверняйка, Ермолово, Кареселка, Кониново, Лукомец, Рубаново, Слепни, Теляницы (видимо, Степеницы. – прим. А.Орловой), Швецово, Шкелево.  Деревня находилась в оккупации с июля 1941 по август 1944.

Материалы составлены по записям от:

1)     Жирковой Надежды Кондратьевны (1882 г.р.), проживает всю свою жизнь в окрестностях Заверняйки. Н.К. Жиркова  неграмотная.

2)     Анны Степановны Сучковой (1865 г.р.), прожившей в деревне всю жизнь, но с кратковременными наездами в Ленинград, Ревель, где ей приходилось «служить у господ». А.С.Сучкова также неграмотна.

3)     Трашковой Анны Степановны (1865 г.р.), которая всю жизнь прожила в деревне Заверняйка безвыездно. Неграмотная.

4)     Ивановой Анны Ивановны (1903 г.р.), прожившей всю жизнь в окрестностях Опочки. Иванова А.И. неграмотная.

 

5)     Трашкова Петра Алексеевича (1930 г.р.), проживавшего в Заверняйке безвыездно 21 год и окончившего 4 класса. Сейчас он работает в колхозе. Считается одним из лучших колхозников. 

 

Для удобства все примеры, приводимые нами в отчёте, и взятые у этих колхозников мы будем обозначать цифрами. 

Материалы собраны студентками филологического факультета Ленинградского Госуниверситета им. Жданова К.А Логиновой (5 к.) и К.Н. Кошелевой (3 к.).

 

Продолжение с фонетическими примерами в 1 тетради с 8 страницы: https://dspace.spbu.ru/simple-search?query=%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8F%D0%B9%D0%BA%D0%B0

 

Там же 2 тетрадь с морфологическими, синтаксическими, лексическими примерами. 

 

В 3-й тетради собраны записи текстов. Это фонетическая запись - записаны звуки. 

Сначала непривычно, но можно потренироваться.

 

Немного о лодках

Еще из типичных черт деревни, которые не дошли до наших дней, хочется вспомнить лодки-долбленки. Теперь почти у всех новые надувные лодки, не знаю, осталась ли где старая долбленка.

А я помню, как на озерце, что за пригорком за магазином была лодочка. На нее меня троюродный брат звал кататься и карасей ловить до 1993 года. Называл, как мне казалось, "каминкой", а я думала, как же они там на камине со свечами катаются, он же утонет. Потом, я туда с ним пришла, и увидела деревянную лодочку. У нас одиночная была. 

Благодаря Леониду Васильеву удалось найти аналоги такой лодочки в сети. Называлась лодка "камейка" .

 

Цитата:

Всего лишь 10-15 лет назад еще существовали на каждом из наших озер простейшие долбленые лодки-катамараны, которые все называли камейками, но со временем они сгнили, а новых никто больше не строит. Жаль, что ушло умение их строить, ведь лодка эта была входу сотни, а может и тысячи лет, технология её изготовления самая примитивная из всех возможных технологий изготовления лодок.  ... До этого интересовался самим словом «камейка» и нашел его в словаре Даля, оказалось, что такая лодка, под этим названием была широко распространена в нашем регионе, особенно на Псковщине.  http://xn--f1adjn2e.xn--p1ai/news 

 

Цитата:

Во время одной из экспедиций, посвященных изучению традиционных деревянных плавсредств Запада и Севера России, на территории современного Андреапольского района Тверской области (ранее псковские и новгородские земли), нам удалось наткнуться на уникальные долбленые катамараны-однодеревки. Эти суда существуют в неизменном виде, вероятно, со времен Древней Руси и до сих пор используются местным населением удаленных от цивилизации деревень. Речь идет о челнах-близнецах, сделанных из пары грубо выдолбленных осиновых стволов, соединенных друг с другом при помощи двух металлических стяжек на гайках и называемых местным населением «комья». На языке современных лодочников такая конструкция именуется катамараном.

 

Удивительность парных долбленок, или «близнецов», встречающихся на реках и озерах современных Тверской, Псковской и Новгородской областей, заключается в том, что чрезвычайно сильно варьируются их названия, употребляемые в разных местностях. Так, в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля имеется словарная статья, поясняющая, что в Псковской губернии лодка, представляющая собой «…два топорно выдолбленных корытом […] в виде челнов […] бревна, сплоченных рядом вместе […] называется […] камьи (мн.) или камейка». Он же приводит и другие варианты названия данной лодки: «Комяги, камьи, комьи2, пара комяг – связкой, волжское - корытки». Брокгауз и Ефрон, описывая «долбленые изделия», указывают, что «…кроме […] лодок-одиночек встречаются еще двойные, или близнецы, когда две долбушки сплачиваются вместе (рядом) […]; местные названия таких однодеревок: камьи, камейки (Псков), комяги (восточные губернии), корытки (на Волге), рейки (Новгородская губерния) и др.». Встречаются в литературе и другие названия этих плавсредств, как то: «комья», «комье», «комли». Подобное многообразие названий одного и того же предмета говорит о многонациональности небольшой, по российским масштабам, территории, на которой встречаются описываемые лодки, а также о смешении языков большого количества народностей, которые сменяли и дополняли друг друга на протяжении многих поколений.

Что касается названий однокорпусных долбленок, изготавливаемых в стародавние времена на территории современных Псковской, Новгородской, Тверской, Смоленской областей, то они еще более многообразны. У Брокгауза и Ефрона читаем: «(встречаются) […] различного рода лодки, выполненные из толстых стволов деревьев, распиленных пополам и выдолбленных внутри по оси… Называются они различно, смотря по местности: буса на Днепре, […] долбанец (Псковская губерния), древо (Смоленская губерния), дубас (Вологодская, Тверская, Воронежская), […] камья, комей (Псковская)». У В.И. Даля – «лодка долбушка, бат, ботник, однодеревка, душегубка». Кстати, термин «душегубка» употреблялся и по отношению к парным комьям, которым и посвящена эта статья. Применялся ранее, да и сейчас кое-где встречается…

 https://wildlife.by/ecology/articles/Komyya%20%E2%80%93%20katamarani%20Severo-Zapada%20Rossii/ 

 

Фрагмент однокорпусной долбленки, составленный из двух буквально сшитых между «развернутых» над огнем, предварительно выдолбленных осиновых бревен. Лодка была найдена нами у деревни Москва (Андреапольский район). 

 

Фото с сайта: https://wildlife.by/ecology/articles/Komyya%20%E2%80%93%20katamarani%20Severo-Zapada%20Rossii/