К истории Себежских земель... ( религиозный аспект) 

Владислав Сморыгин

 

Интересно смотреть на историю Cебежских земель в исторической перспективе. Если не брать язычество и иудаизм, то с момента крещения Руси тут воцарилось православие, пусть официально разделение Церкви на западную и восточную произошло только в 1054 г.

400 лет было православие, по конец XIV века, ведь сначала и под Литвой православие пользовалось полной свободой. Католики воспринимались чужеродцами, иудеи-торговцы были малочисленны.

Но с 1386 года, когда Литва приняла католичество и вступила в унию с Польшей, начали на этих землях появляться и католики, чего ещё недавно и помыслить было нельзя. Сначала католиками были поляки и литовцы, через определенное время и часть восточных славян начала меня веру на католическую, так как это давало преференции в католическом Литовско-Польском государстве. Но процент таких людей был мал.

В XVI веке началась реформация, когда от католической церкви откололись протестанты. Мало известно, но протестантизм среди поляков в XVI веке просто зашкаливал. Поляки с ними справились, но определенная часть населения все же осталась в протестантизме. 

Так в XVI веке, на наших землях, помимо православных и католиков, появились и протестанты, а заодно и огромное количество иудеев, которые бежали в Польшу от религиозных войн в Европе (1), так как тут поляки проявили к евреям в то время невероятную религиозную терпимость.

Чего нельзя было сказать о православных.

В 1596 году была принята Брестская уния, с этого времени кнутом и пряниками всех православных стали загонять в униатство. И за 150 лет им это практически удалось. Со второй половины XVII века появились и старообрядцы - бежавшие из России в Польшу.

 

Таким образом, если смотреть на дату 1386 года, когда здесь жили практически только православные, то через 400 лет, на момент разделов Польши, если бы наши предки смогли бы перенестись из XIV в XVIII век, то они увидели бы и вряд ли бы поверили своим глазам, что все их потомки стали униатами, признавая папу римского своим главою. И мало того, униаты считались ещё и второсортными, так как господствующая в политическом смысле религия считалась римско-католическая. Также их поразил бы большой процент иудеев, которые переселились сюда, а также неизвестные им в XIV веке такие понятия как протестанты и старообрядцы.

А когда Себеж вошёл в состав России, то появилось ещё такое понятие, как единоверцы.

 

Так что история тут смешала народы и религии ого-го.

 

Публикуется  с разрешения историка Владислава Сморыгина. В первую очередь обзор касается Непоротовского, Томсинского войтовств и более южных войтовств Себежского Панства, но и для Порецкого войтовства (Прихабской волости) является важным для понимания религиозного и культурного контекста.

 

(1) В начале XVI века в Речь Посполитую начали переселяться евреи, изгнанные из Испании, Португалии, Священной Римской империи, Австрии и Чехии. Wiki

Административно-территориальное деление Себежского уезда в XVI - XVIII веках

 

Особенностью Себежской земли в период с XVI по конец XVIII веков было её пограничное положение на месте соприкосновения границ России (Великого княжества Московского) с Великим Княжеством Литовским и Ливонским орденом. Город Себеж известен с 1414 г. как псковский пригород[2]. Сам характер упоминания, где говорится о взятии псковского пригорода Себежа войском великого князя Литовского Витовта, свидетельствует о более раннем возникновении городского укреплённого поселения, хотя и не даёт весомых оснований для более точных датировок. Граница с Великим Княжеством Литовским была окончательно определена к 1440 г. согласно грамоте Казимира IV Ягеллончика[3]. В мирных переговорах, происходивших в Литве, с псковской стороны принимали участие сын посадника Иларион Селиверстов, степенной посадник Стефан Аристович и Лука Михаилович. Затем Себеж был захвачен Литвой и вошёл в Полоцкий повет, что зафиксировано в перемирных грамотах 1503, 1508 и 1522 гг[4].

В 1535 г. – во время очередной русско-литовской войны – Себежская волость была отвоёвана Россией. В это время крепости в ней уже не было. Российские войска отстроили летом 1535 г. на северном берегу оз. Себежское крепость Ивангород-на-Себеже[5] .

В феврале 1536 г. Сигизмунд I предписал киевскому воеводе Ивану Немире и полоцкому воеводе Яну Глебовичу выдвинуться к Себежу и взять его, подвергнув разорению. Однако наступление литовских войск со стороны о. Латрик оказалось неудачным.  Приступ был отбит войсками Ивана Фёдоровича Овчины Телепнёва-Оболенского[7]...«Наградя воевод и войско, великая княгиня Елена повелела в память победы построить в Себеже церковь Святой Троицы...»[6]По перемирию 1537 г., заключённому на 5 лет, после полемики и требований уничтожить эту крепость, Себеж вместе с волостью был отнесён к Псковской земле.

Таким образом, с конца XV в., со времени первого официального договора Русского Централизованного Государства с Великим Княжеством Литовским – «вечного мира» от 5 февраля 1494 г., Себеж представлял собой северо-западный район Литвы, граничивший с Красногородским и Опочецким уездами Псковской Феодальной республики. Псковская Феодальная Республика была официально присоединена к Московскому государству в 1510 г., но в то же время зависимость Пскова от России к концу XV в. была настолько ощутима, что в «вечном мире» в последующих российско-литовских дипломатических актах Псковская Феодальная Республика была записана в числе российских земель. С 1537 г. российско-литовская граница отодвинулась в этом месте на юг, на границы Себежской волости и Полоцкого повета.

Однако вопрос о границах Себежской волости сразу же вызвал ожесточённую полемику. Литва, определяя принадлежность земель по частно-владельческому принципу, хотела отдать Себеж только с землями исключительно городской чёрной волости. Россия же, исходя из соображений территориальной принадлежности, требовала всю без исключений Себежскую волость, в которой имелись частные и церковные владения.

Во время следующих (очередных) мирных переговоров в 1542 г., стороны представили свои варианты границ. По этому перемирию, Себеж вновь был признан за Россией, а для выяснения спорных вопросов о границе был назначен межевой съезд. В 1543 г. этот съезд не был созван по вине литовской стороны. В следующем, 1544 г., он не состоялся по причине недоговорённости о месте его проведения. Российские межевщики выехали к оз. Нечерцу, а литовские – к с. Одошкову, под Себеж. Литовские межевщики – маршалок Я.Ю. Комаевский и писарь Глеб Есман – так и не договорившись, возвратились в свои пределы. Российская сторона вновь предложила устроить межевой съезд, но в силу ряда причин (в том числе, устранением от дел и смертью в апреле 1548 г. короля Сигизмунда I Старого) съезд так и не был созван. В дальнейшем, в 1549-1554 гг., вопрос об установлении границы между Себежской волостью и Полоцким поветом поднимался литовской стороной. По их инициативе назначались съезды на 1551, 1552 и 1554 гг., но российская сторона руководствовалась идеей сохранения status quo в обладании Себежской волостью. Пограничный межевой съезд так и не состоялся[8].

В тяжбе между Литвой и Россией о себежско-полоцкой границе, наконец, возобладал принцип, выдвинутый Россией: территориальная принадлежность земель при определении их государственной принадлежности. Речь Посполитая позднее признала владение Россией всей Себежской волостью, и во время Ливонской войны (1558-1583 гг.), когда после присоединения Полоцка к России встал вопрос о разделе северо-восточной части (полоцких и витебских земель) между Россией и Литвой[9], себежско-полоцкий участок границы разногласий не вызывал (переговоры 1563, 1566, 1570, 1578 гг.).

После окончания Ливонской войны Себеж по заключённому на 10 лет Ям-Заполь-скому перемирию от 1 июня 1582 г. был возвращён России, и на этом участке восстанавливалась прежняя граница[10]. Последующие перемирия в конце XVI - начале XVII веков (1585, 1586, 1587, 1591, 1601 гг.) до начала польско-шведской интервенции в Россию повторяли условия Ям-Запольского перемирия[11]. Таким образом, с 1494 г. российско-литовское порубежье в ныне существующем Себежском районе Псковской области менялась лишь однажды – в 1537 г., причем эта граница сохранялась до начала XVII в.

Для определения российско-литовской границы XVI в. большое значение имеет история города в XVII-XVIII веках. Тогда Себеж был отдан Речи Посполитой по Деулинскому перемирию 1 декабря 1618 г. на 14 лет и 6 месяцев, во время Смоленской войны отвоёван Россией, а по Поляновскому миру, заключённому в мае 1634 г., он снова был возвращен Польше[12]. Затем в 1654 г. Себеж опять был взят Россией, и это событие было закреплено Андрусовским перемирием 1667 г. Но по Московскому перемирию правительство царя Фёдора Алексеевича недальновидно возвратило в 1678 г. Речи Посполитой города Себеж, Невель и Велиж и выплатило 200 тыс. рублей.

Таким образом, окончательно Себежская земля была закреплена за Россией лишь в результате первого раздела Польши. 9 октября 1772 г. из присоединенных к ней провинций были образованы две губернии: Псковская и Могилевская[13].

13 декабря 1772 г. Полоцкая провинция была причислена к Псковской епархии[14], а 22 июля 1773 г. местечко Себеж стало уездным городом Полоцкой провинции Псковской губернии[15]. 24 августа 1776 г. Екатерина II Великая издала указ «Об открытии Полоцкой и Псковской губерний», по которому Двинская, Полоцкая и Витебская провинции образовали Полоцкую губернию[16], а 22 марта 1777 г. «для уравнения уездов Белорусских губерний... сделано новое распределение», и Себежский уезд вошёл в число 11 уездов Полоцкой губернии[17]. 21 февраля 1778 г. был утверждён генеральный план Себежа (Полное собрание законов…, 1839)[18], а 21 сентября 1781 г. – его герб[19].

Себежская земля первоначально входила в состав Полоцкого наместничества, а с 27 февраля 1802 г. – в Белорусскую[20] и с 18 июля 1840 г. по 1917 г. – в Витебскую[21] губернию[22]. Церкви Витебской губернии были приписаны к Полоцкой епархии[23]. Частые переходы Себежского уезда из рук в руки привели к тому, что его территория в XVI в. не совпадает с позднейшей. Эти переходы отразились и на внутреннем административном устройстве Себежской земли: оно часто модифицировалось.

 

Фрагмент статьи Н.П.Меньшова

Российский государственный Архив древних актов 

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ

И ИСТОРИЯ СЕБЕЖСКОГО УЕЗДА В XVI - XVIII ВЕКАХ

(По материалам Российского государственного Архива древних актов)