Николаевская церковь       в Прихабах

Центром волости  было село Прихабы.

 

Церковь 1777 года постройки, освящённая во имя святителя и чудотворца Николая, что в погосте Прихабы Себежского уезда, имела два придела «первой во имя святыя мученицы Пораскевии, второй святого Алексея митрополита».

 

Архивные данные любезно предоставлены историком-архивистом, краеведом Николаем Петровичем Меньшовым.

 

Прихабы, церковь, приход: Прихабский, свт.Николая, сгорела в конце 1940-х годов. 

 

Надеемся найти фотографии или чертежи.

 

С 1930-го года в церкви служил отец Афанасий Прихабский.

Фундуш Прихабской церкви

В 1779, 16 июня в Себежском уездном суде по ходатайству господ Прихабских ксёндзов через "патрона" Ромуальда Корсака (юриста) был подан для записи "Выпис из эконномической книги...", данный 22 марта 1712 года. Тогда, в 1712 году, священник Борис Блудынин, порецкий войт Иван Павлов, Лёшка Костык, Ярёма Селинский, Филька Чепелёвский подали для записи сам ФУНДУШ, писанный 22 августа 1683.

 

Фундуш Прихабской церкви называет эту территорию Поречским войтовством (Порецким, конец XVII - начало XVIII вв).

 

Цитата:  "Объявляем этим документом нашим, что при подготовке инвентаря и проведении верификации в войтовстве Порецком подали нам комиссарам просьбу крестьян всего того войтовства, которые в удалении [от] города некоторые на миль семь и восемь живущие, среди неупотребляемых из-за трудных переправ [земель] находились; поскольку в диких лесах дорога, нигде нет поблизости церкви, из-за чего детки малые без Креста Святого часто умирают, и сами без таинства в тяжелейшей болезни в смертной агонии уходить должны, таким образом, предотвращая таковое тление душ, для лучшего порядка усмотреть, чтобы умножилась Слава  Господня и крестьянам тем облегчить под крылом наияснейшей княгини госпожи в соответствии с разделом мы назначили место, называемое деревня Прихабы...".

 

Цитата из документа ГАПО, ф.836 "Себежский уездный суд", оп. 2, д. 2 "Книга актов за 1779 год", лл 265-268 об

 

Документ был обнаружен краеведом Романом Черновым. Текст и перевод документа, выполненный Романом Черновым, любезно предоставлен Романом для публикации на нашем сайте об истории Прихабской волости.

Сведения о храме

Сведения о храме:

Церковь построена в 1795 году на средства прихожан. В 1861, 1862, 1868, 1870 - 1871, 1873, 1877 - 1878, 1883 годах проводился частичный ремонт церкви. 

 

Здание церкви деревянное, к ней пристроена деревянная колокольня. 

 

Престолов в церкви три: 

1) главный - во имя Святого Николая Чудотворца;

2) придельные: а) южный - во имя Святителя Митрополита Алексия; б) северный - во имя Святой Великомученицы Параскевы Пятницы. 

 

По штату в церкви служили священник, два псаломщика и просфорня. 

Ближайшие к ней церкви находились: 

в 7 верстах - Успенская села Дуброво, 

в 10 верстах - Георгиевская села Кицково,

в 12 верстах - Покровская села Томсино. 

Николаевская церковь приписанных церквей и часовен не имела. 

 

В клировых ведомостях церкви за 1890 - 1893 годы сведений о находившихся в приходе церкви школах нет. 

 

В церкви служили следующие лица: священник Александр Тимофеевич Збрадовский (1880 - 1893 годы), дьякон Стефан Михайлович Костко (с 1875 года - псаломщик, с 1892 года - дьякон), псаломщик Николай Осипович Эрдман (1880 - 1893 годы).  В 1914 году священником был Николай Козьмич Слупский. 

 

Фонд в ГАПО и документы, хранящиеся в нем:  http://i-nventory.ru/index.php?id=758  

В фонде № 741 числится 5 дел за 1826 - 1916 годы. 

В опись № 1 внесено 3 дела за 1880 - 1916 годы - это клировые ведомости церкви, книга церкви для записи прихода денежных сумм. 

В опись № 2 внесено 1 дело - Исповедные росписи за 1826 - 1828 годы. 

В опись № 3 внесено 1 дело - Метрическая книга за 1852 - 1859 годы.

 

Информация в других архивах:

Дело, где упомянут священномученик Афанасий, пресвитер Прихабский (Афанасий Григорьевич Кислов (1880 - 1937)), который был настоятелем храма в селе Прихабы, отстоящем на 10 километров от Томсино, где было две церкви - деревянная на бутовом фундаменте и каменная. Одна была закрыта до этого - в конце 20-х годов, а в 1936-1937 годах закрывали деревянную церковь. Затем переоборудовали ее под учебное помещение для 10 класса Томсинской средней школы. Священномученик Афанасий противился закрытию храма, вокруг которого некогда была сплоченная община, насчитывавшая более 3000 человек. Однако народ обработали в нужном антирелигиозном духе того времени: в деле имеется порядка 500 подписей различных лиц - колхозников, учащих и учащихся, сотрудников избы-читальни, которые подписались за закрытие церкви. Потом был арест и расстрел Афанасия Прихабского в Твери, а уже дальше была война.   

 Архивные данные любезно предоставлены историком-архивистом, краеведом Николаем Петровичем Меньшовым.

 

1832

 

РГИА Ф.834 Оп.2 Ед.хр.1798 Лл.Лл. 329 об. – 331

РГАДА Ф.1354 Оп. Ед.хр. Оп.42 Ч.2 Ед.хр.47-П.-Красн.

РГАДА Ф.1355 Ед.хр. 28 Лл.172 об. – 173 об.

описание Могилёвской епархии 1832 года, описание храмов Синозерского благочиния и города Себежа.

РГИА Ф.834 Оп.2 Ед.хр.1798 Лл.Лл. 329 об. – 331

Л.329 об.

325. Николаевская, что в погосте Прихабах церковь, настоящая холодная, деревянная о двух приделах крепка, но в крыше имеет ветхости, при ней отдельная таковая же колокольня в стенах, поле и крыше ветха. Внутри церкви иконостас твёрд и иконы в нём благоприлично написаны, утварью и ризницею достаточна, из книг недостаёт для служения устава церковнаго и нотнаго октоиха. Суммы церковной кошельковой налице 2400 р. на каковую показанные ветхости церковные предписано от Епархиальнаго начальства исправить. Земли при ней усадебной, пашенной и сенокосной с лесными дачами 300 десятин, данных княгинею нейберскою, королевою Редзивиловою, на что данный акт хранится в Себежском уездном суде в 1777 году сею землёю самовольно завладел помещик полковник Иван Бошняк; но в 1779-м году в Себежском земском суде определено сию землю от помещика Бошняка отобрать и возвратить церкви. Во время же генеральнаго размежевания в 1785-м году бывшие священники с помещиком Бошняком помирились и согласились вместо 300 десятин данных

Л.330

Королевою, принять 109 десятин и 829 саженей, которая и нарезана в болотах, в реке, в дороге и селении, усадебную же землю тот же помещик Бошняк застроил в свою пользу корчмою, домом и лавками, чем стеснил в построении домов священноцерковнослужителей, о чём с 1828-го года производится дело в Себежском уездном суде. Приходских дворов 346, в них душ мужеска пола 2152. Приход сей составляют крестьяне 22 помещиков, но поелику приход сей и многочислен и разсеян по разным деревням, в коих жители католики и униаты, и состоит в 12-ти верстах от церкви, униатския же церкви находятся от них в ближайшем, нежели приходская православная разстоянии, почему прихожане ходят в униатския церкви, в отвращение сего и для сближения прихожан с православною церковью устроить в сём приходе в селе Дубровках новую деревянную церковь, которая в 1795-м году обращена из унии и существовала по 1812-й год, но за ветхостию уничтожена; впрочем и ныне ветхое её здание существует, на сем месте тем лучше и удобнее устроить

Л.330 об.

Церковь, что она имеет 23 десятины земли, данной помещицею Гласковою, на что и акт имеется в Могилёвской духовной консистории, в котором акте сказано: «кто нарушит сей Акт,тот должен заплатить штрафу тысячу талеров»; но сию землю запродал помещик Гласков помещику Ивану Медунецкому , о чём и дело производится в Могилёвской духовной консистории с 1832 года в приход же сей должны быть причислены следующие ближайшие деревни: Жарки, Поиграево, Борейкино, Зайцово, Костелево, Горушено, Марозовка, Малой Бражкин Бор, Большой Бражкин Бор, Божкино, Танцово, Горшеницы, Селищи, Горяне, Александрово, Ключи, Рябы, Деревушка, Малиновка, Зуевка, Литвиновка /Малиновка/, Долгие нивы, Ребиково, два Бодеевы, Воротилки, Малая Гута и Большая Гута, Глотово, Кондрашово, Щуни, Обходы, Прасни, Алатовичи, Кисловы нивы, Замошье /Заваруйки/, Верасовы, Фроловщина, Кареллы, Загорье, Мисниково, село Куликово, село Веинца, село Гороватко, село Успенск, из них составить приход из 174 дворов, в них мужеска пола душ 697, на

Л.331

Устроение сей церкви с утварью, ризницею и книгами отпустить из сумм Святейшаго Синода 7500 р., а на содержание Дубровскаго причта при новом бедном приходе положить 350 рублёвый оклад, но поелику за отчислением сего числа прихода при Прихабской церкви останется приходских дворов 172, в них мужеска пола душ 1455, почему Прихабскую церковь оставить по прежнему двукомплектною, положив на оба комплекта 300 рублёвый оклад, который выдавать до времени возвращения земли церковной из завладения помещика Бошняка. Причта по штату при сей церкви положено два священника, диакон, два дьячка и два пономаря, кои все ныне налице и состоят. Домы у запрещённаго священника Феодора Белинскаго, диакона и причетников собственные, деревянные на церковной земле устроены средственно, другой же священник Иосиф Забеллин собственнаго дома не имеет, а живёт в доме прежде бывшаго при сей церкви священника Иоанна Габрушкевича. Для причта сей

церкви по многочисленности прихода оклада не положено. 

Священник Иосиф Забеллин

На время определённый священник Мартин Лузгин

Запрещённый священник Феодор Белинский

Диакон Симеон Бедановский

Дьячок Никифор Лузгин, дьячек Константин Маркин (Мархин), дяьчок Иаков Рыбак церковный староста крестьянин Осип Вкойимеров

 

Архивные данные любезно предоставлены историком-архивистом, краеведом Николаем Петровичем Меньшовым.

1869

 

Ведомость о имуществе Прихабской Николаевской церкви имеющемся на лице,

и о состоянии онаго. 

№ по порядку 

Наименование городов и уездов Себежскаго уезда

Наименование благочинияСебежскаго благочиния 

Местное наименование церкви Прихабской Николаевской церкви 

Обозначение церковнаго имущества, имеющегося налице и состояние онаго.

 

Утвари. Потиры 1й потир безпробнаго серебра, древний более 100 лет, для богослужений когда бывают причастники весьма невместителен. 2й потир оловянный большаго объёма ветхий и к употреблению негодный. Два дискоса безпробнаго серебра, средняго объёма, старинных. Две звездицы безпробнаго серебра, старинныя. Лжица безпробнаго серебра, старинная. Всё это безпробное серебро весом 2 ф. 5 лот и 2 золотника к употреблению годны. Копие стальное с костяной ручкой к употреблению годное. Евангелие. 1е Евангелие в лист с изображениями на нём безпробнаго серебра, древнее более 100 лет, к употреблению годное. 2е Евангелие в лист с изображениями на нём медными побелёнными, корешок в нём отчасти повреждён. 3е Евангелие в 4ю долю листа ветхое. Кресты: 1й крест серебряный 84й пробы, весом один фунт одинадцать лотов и один золотник, верхняя доска онаго внизу изломалась от давнего времени. 2й крест медной побелённый с финифтью весом 25 лотов и 13 золот. ветхий 3й крест восьмиконечный вылитый из жёлтой меди побеленый весом 1 фунт с ¼ и 1 золот. к употреблению не приличен. Дарохранительницы 1я медная побеленая весом 2¾ ф. к употреблению не прилична. 2я оловянная весом 2¾ ф. к употреблению вовсе негодна. Дароносица медная побеленная весом ¼ ф. к употреблению неприлична. Мирница из аглицкой жести к употреблению неприлична. Восемь лампад, пред местными иконами медныя побеленныя по случаю возобновления иконостаса живописью и позолотою червонным золотом следует заменить приличными подсвечниками, а именно к храмовой иконе святителя и чудотворца Николая в 50 свечник, к придельной храмовой иконе св. мученицы Параскевы в 30 свеч, а к 6ти остальным местным иконам подсвечники в 20 свечшесть маленьких лампадок, медных побеленных из них над царскими вратами три, и три в разных местах пред храмовою и праздничным иконам к употреблению годны. Пасхальный трисвещник медный побелённый весом 1 фунт приличен. Четыре небольших подсвечника медные побеленные весом 4 фунта ветхи. Два оловянных маленьких негодны. Подсвещник медный для выноса. Побеленный ветхий. Четыре местных ветхих подсвечников совершенно негодных. Паникадило новое медное побеленное о 24 свечах с 5стеклянными шариками. Антидорное блюдо, медное побеленное годно. Два ковшичка медных для подавания теплоты, подержанных негодны. Антидорное блюдо медное побеленное годно. Тарелочка для просфор и подавания теплоты приличных не имеется а заменяются таковыми из аглицкой жести. Сосуд для благословения хлебов медный побеленный годный. Стружец для елеопомазания медны побеленный годный. Венцы для брачующихся медные побеленные годные. Чайник медный большой весом 2¾ фунта годный. Кувшинчик для воды медный весом 1¾ ветхий. Купель листового железа крашеная негодная. Водосвятная чаша листового железа крашенная негодная. Блюдце употребляемое при окроплении св. водою аплике годное. Кострулька в которой согревается теплота медная годная. Кропило изношенное совершенно негодное. Жаровная листового железа годная. Три кадила: одно из них серебряное а два медных аплике к употреблению годны. 

Ризницы. Ризы риз десять, из них хороших из парчи аплике три, одна риза из себреной парчи, а другая из парчи аплике с серебренным оплечьем, с починкою годны ко употреблению, а остальные совершенно ветхи. Епитрахилей пять, из них лучших три, с починкою годных к употреблению два. Подризников шесть из них хороших три, с починкою годных к употреблению два. Набедренников годных к употреблению два. Поручей двадцать из них лучших шесть. Поясов семь из них лучших четыре. Диаконских стихарей из парчи аплике три, из них едва приличен только один а остальные вовсе негодны. Орарей четыре, из них лучших лишь

один. Воздухов и покровцов одиннадцать перемен из них годных семь. Напрестольных одежд пять из них лучших две а остальные очень ветхи. Жертвенных одежд четыре из них лучших две а остальныя очень ветхи. Покрывал престольных пять, из них годных к употреблению два. Одежд аналогийных пять и все они подвержены ветхости. Покрывал аналогийных шесть подерджанные. Одежда на сстолик одна ветхая, покрывало на оный белое вязаное. Плащаница весьма приличная Одежда на гроб под плащаницу из малиноваго полубархата новая. Два предпрестольных ковра из них один длиною три аршина хорош а другой в два аршина к употреблению негоден. Хоругвей две пары, хорошие. 

Книги. Богослужебныя книги в лист. Апостолов три. Осмогласников один в 2х книгах. Полный круг месячных миней. Общая минея одна. Две триоди цветных. Триодь постная одна. Следованных псалтирей два. Праздничных миней одна. Два требника устав один. В четверть листа книга преподобной Евфросинии, Ермологиев и обиходов 3 экземпляра нотнаго пения и 2 экземпляроа простых. Книг молебнаго пения 5 экземпляров. Служба на всю страстную седмицу в 3х книгах. Служба святителю Николаю одна книга. Служебник один. Краткий устав один. Чинопоследования соединяемым из иноверия 2 экземпляра.служба святым Мефодию и Кириллу. В 8ю долю листа. Требник один часослова два служебника два. Чин поминовения православных воинов один экземпляр. Панихидный реэстр один. Акафист св. мученицы Параскевы. все эти книги к употреблению годны. 

Иконостас. Иконостас в 1868 году возобновлен и в февралье месяце 1869 года освящён по чиноположению. 

Колоколов. Колоколов всего четыре из них большой примерно полагая в 25 пудов имеет вокруго отбитыя края. 

Обозначение церковнаго имущества, пожертвованного после 1867 года. Пожертвования не было.

Обозначение предметов, необходимых для известной церкви. 1е из утварных вещей необходимо пополнить: 1 потир серебрянный в большом объёме для бываемых в большом количестве причастников с полным к оному прибором. 2е евангелие в лист для третьего престола. 3е новый приличный крест напрестольный 4е новую приличную дарохранительницу 5е новую дароносицу 6е новую приличную мирницу 7е восемь больших подсвечников к местным иконам. К главному престолу семисвещник, к прочим двум боковым престолам и для выноса пред Евангелием три средних подсвещника. 8е водосвятную чашу в небольшом виде 9е средней величины блюдо для просфор, 10е венцы приличные для брачующихся 11 форменную купель для крещения младенцев 12е два кропила лучшее и среднее. 2е из ризничных вещей. Полный прибор праздничнаго облачения. Таковой же прибор облачения воскреснаго а третий полный прибор облачения на дни субботние кроме сего полный прибор облачения для преждеосвященных литургий или траурнаго. Для трёх св. престолов и для одного жертвенника облачения требуется четыре перемены, а именно праздничных, воскресных, будничных и траурных. Для столика облачения четыре перемены. Для большаго и трёх малых аналогиев облачений четыре перемены с покрывалами. Три катапетасмы из них одна большаго разбора и две средняго. Один прибор воздухов праздничный и один таковой же траурный. 3е из богослужебных книг требуется триодь постная и коноников два. 4е большой разбитый колокол перелить и приобресть новые в 50 пудов 5е три ковра из них два по три аршина и один в 10ть аршин. 6 двенадцать месячных икон. 

Заключение о том, на какой именно источник может быть обращён расход для приобретения нужных церковных предметов. Суммы церковной в настоящее время имеется 87 р. 30 к. каковую по крайней надобности следует употребить на церквоныя надобности как то: на отсылку прибыльной суммы, покупку свечей, ладана, вина и муки для просфор и остается на приобретение библиотеки, кроме означенной церковной суммы других сумм не имеется. Прочая же крайне вопиющие нужды по церкви обозначены в акте, составленном 31 марта сего 1869 года Витебским губернским архитектором надворным советником Андреем Иоакимовым Полонским.

Ведомость о имуществе Прихабской Николаевской церкви тут? Ф.397 Оп.1 Ед.хр.370 б.

 

Архивные данные любезно предоставлены историком-архивистом, краеведом Николаем Петровичем Меньшовым.

1884

 

 Фрагмент из Статистических сведений о церквах и причтах Полоцкой епархии 1884 любезно предоставлен краеведом Романом Черновым.

 

 1913

 

В Прихабской церкви Себежского уезда в 1913-1914 гг. работал псаломщиком Иван (Иоанн) Фокко. Священником был Иоан Цветков.

2 марта 1914 г. в с.Прихабы был церковно-приходский сход, созванный для обсуждения вопроса о постройке нового храма. Того же числа был составлен документ о закрытии винной лавки в с.Прихабы. (по материалам "Полоцких епархиальных ведомостей" №14-15 1914г.)

 

https://www.radzima.net/ru/miejsce/prihaby-2.html

С 1930-го года в церкви служил отец Афанасий Прихабский.